Методика работы по развитию творческого потенциала одаренных учащихся.
Сущность
изменений, происходящих в последние годы в школьном математическом образовании,
можно определить как переход к профильному образованию (дифференциальному
обучению). Реальностью, обуславливающей
необходимость дифференцированного обучения математике, являются
объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным
материалом, в способностях самостоятельно применять освоенные знания и умения,
немаловажное значение имеет несовершенная система оценок знаний, умений и
навыков учащихся.
Основной
педагогический опыт работы с одаренными детьми я получил, работая в МОУ «СОШ
№53 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла». С
первого года работы в данной школе (№53) на методическом объединении мы
поставили перед собой задачу: создать нормальную обстановку для работы с
учениками разных способностей к изучению математики и физики. Для этого с 5-го
класса были открыты: математический класс и резервно-математический. В обоих
этих классах обычно работал один учитель. Я в этих классах работал всегда по
одним и тем же учебникам, это необходимо для возможного перехода из одного
класса в другой. Для того, чтобы шаг за шагом двигаться вперед, надо найти оптимальный
вариант работы как с сильными, так и со слабыми учениками, не перегружать и не
упрощать слишком учебный материал.
А как этого можно
достичь, я думаю надо с такими учениками работать не на оценку, а на
сознательное усвоение знаний и навыков, сохранив при этом и систему оценок.
С первого года и до
нынешнего времени работа моя состоит из нескольких разделов:
1) усвоение учащимися учебной
программы, как мы это иногда называем базисным знанием,
2) решение развивающих задач для
успешного участия на олимпиадах, турнирах и конкурсах,
3) изучение элективных курсов по
различным разделам математики, чтобы заинтересовать учащихся для участия в
научно практических конференциях.
Каждая параллель класса
на своем уровне решает все эти разделы. В этом мне помогает 100%-ое привлечение
учащихся для обучения в заочной школе «ПОИСК» при математическом факультете
ЧГУ, примерно третья часть из числа учащихся, начиная с 8-го класса обучаются
еще по программе ФЗФТШ при Московском физико-техническом институте в
очно-заочной форме (обучение в факультативных группах). При такой системе
работы у учителя появляется дополнительная нагрузка, это проверка работ
учащихся, как заданий школы «ПОИСК», так и заданий ФЗФТШ.
Основными принципами в
технологии обучения в профильных классах я считаю являются:
А) сохранение физического и
морального здоровья учащихся,
Б) воспитание в духе патриотизма и
признания общечеловеческих ценностей,
В) социальная защита ученика, дав ему
возможность получить более высокое образование и достойную профессию, чтобы
обеспечить наилучшие условия жизни в этом жестоком мире.
Чтобы не быть голословным
, приведу пример реализации технологии по развитию творческого мышления. Как
известно, тригонометрию в целом изучают 1,5-2года. Во первых, много времени
тратится; во-вторых, результаты в большинстве случаев при традиционной форме
обучения весьма посредственные. Этот пример можно назвать «Моя тригонометрия».
Учителю нужно уметь при
этом:
Ядро тригонометрии состоит всего из трех
предложений: определений синуса и косинуса, теоремы сложения косинусов.
Изложение этого минимализма занимает 2-4ч, а всю остальную тригонометрию строят
ученики сами. В итоге получается «Моя тригонометрия».
При таком оптимальном
подходе к образовательному процессу развиваются мышление и творчество,
происходит обучение через деятельность с максимально возможным уровнем
самостоятельности обучаемого при высоком уровне режиссуры учителя. Иначе
говоря, реализуется принцип min-max-минимум начальной информации, достижение
конечной цели при максимальном уровне самостоятельной и творческой работы ученика.
Для подготовки к
математическим олимпиадам и турнирам я использую в качестве учебного пособия
«Сборник олимпиадных задач по математике» под редакцией Горбачева Николая
Васильевича, где содержатся основные темы для изучения теоретической части:
При изучении тем
олимпиадных задач класс обычно делится на две группы: группа олимпийского резерва,
резервная группа. В этом случае каждый ученик математического класса имеет
определенную подготовку.
А олимпиады, в которых мы
с учениками принимаем участие известны еще в начале учебного года, это:
Международный турнир городов (октябрь и март), школьная олимпиада, городская
олимпиада, турнир юных математиков Чувашии, республиканская олимпиада,
олимпиада среди лицеев и гимназий при ЧГУ, Кенгуру-выпускникам, также конкурс
Кенгуру, научно-практические конференции различных уровней.
А результаты учащихся
ежегодно фиксирую в портфолио, а за последний учебный год прилагаю к статье,
также общий анализ выполнения учебной программы.
Учитель математики высшей категории МОУ «Лицей-интернат им. Г.С.Лебедева
г.Чебоксары» Лев Александрович. Домашний адрес: г.Чебоксары проспект 9-ой
пятилетки д.7/13 кв.121, сотовый телефон 8-927-848-34-38, домашний телефон
53-64-15, рабочий телефон 31-54-64.
|